Научные форумы фольклористов состоялись в Москве

02.11.2018 00:16

   22–26 октября. На днях из Москвы, из научной командировки вернулся президент Академии наук Абхазии, академик АНА, доктор филологических наук РАН Зураб Джотович Джапуа.

 

  –Поездка была сугубо научной – З. Джапуа принимал участие как фольклорист в двух международных научных конференциях.  – Оба форума были приурочены к юбилеям выдающихся ученых, и на каждой конференции мне предстояло выступить с докладами перед коллегами – фольклористами очень высокого уровня. Это было одновременно и почетно и ответственно, – поделился З. Джапуа по возвращении в Абхазию.

 

   Первая научная конференция – X Международные Мелетинские чтения, посвященные 100-летию Елеазара Моисеевича Мелетинского – была организована Институтом высших гуманитарных исследований имени Е.М. Мелетинского, входящего в состав РГГУ, и проходила с 22 по 24 октября на площадке этого авторитетного университета.

 

 

 

   Второй научный сбор, состоявшийся в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН, организованный совместно ИМЛИ, Государственным институтом искусствознания и филологическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова был также посвящен юбилейной дате – 125-летию выдающегося ученого фольклориста-теоретика и этнографа Петра Григорьевича Богатырева. Конференция называлась «Петр Григорьевич Богатырев и его время».

 

 

 

   Невольно напрашивается лирическое отступление о непредсказуемости встреч во времени. Оба ученых – люди уже ушедших поколений. А их научное наследие настолько актуально, что и сегодня собирает для обсуждения коллег со всего мира.

 

  Неудивительно, что и сам Зураб Джапуа и его учителя, а теперь уже и ученики-аспиранты воспринимают работы Е.М.. Мелетинского и П.Г. Богатырева как свежее современное слово. Наверное, это от того, что сама тема их исследований неисчерпаема, космически бесконечна и по сути не имеет «возраста» как такового.

 

  Когда-то в 1956 году Елеазар Мелетинский выступал с докладом «Место нартских сказаний в истории эпоса» на I Совещании (так тогда назывался формат конференции), посвященном нартскому эпосу народов Кавказа, в городе Орджоникидзе (ныне – Владикавказ). По итогам конференции ученый написал статью об этом событии. А в 1963 году Е. Мелетинский выступает уже в Абхазии, на Всесоюзной Сухумской конференции  по нартскому эпосу, и на этот раз его доклад был посвящен генезису нартского эпоса. 

 

   Зураб Джапуа говорит, что прозорливые научные выводы Е.М. Мелетинского не раз подтверждали его собственные версии, нащупанные в процессе научных разысканий, и он нередко ссылается на работы своего выдающегося предшественника. 

 

   – Мне было интересно выступить с докладом на таком важном научном форуме, – рассказал З.Д. Джапуа. – Елеазар Мелетинский – фольклорист мирового значения, внесший колоссальный – неоценимый – вклад в кавказоведение. По сути, он является одним из зачинателей теоретического кавказского эпосоведения, глубинного, серьезного подхода к изучению эпических традиций народов Кавказа и прежде всего – нартского эпоса. Ни один из эпосоведов не может сравниться с Елеазаром Моисеевичем Мелетинским по глубине и масштабам сравнительного анализа изученного материала – именно нартского эпоса. И когда мы говорим о новаторских идеях, о новых подходах в этой области знаний, то многое связано с именем Мелетинского. Он с глубоким обоснованием преподносит мысль, что абхазо-адыгская и – более всего – абхазская версия нартского эпоса – самая древняя. 

 

   Как раз этому аспекту и был посвящен доклад Зураба Джапуа «Вклад Е.М. Мелетинского в кавказское эпосоведение». 


   Как подчеркнул ученый, по вопросам, которые адресовали ему коллеги, он почувствовал, что услышан. Поблагодарил Зураба Джапуа, что он нашел время для участия в конференции и представил интересное выступление, и организатор форума – ученик Е.М. Мелетинского Сергей Юрьевич Неклюдов, снискавший в современном научном мире репутацию фольклориста № 1.

 

   Зураб Джапуа заметил, что с большим вниманием и удовольствием слушал научные доклады  (и это продолжалось три дня!), настолько они были блистательны, интересны и касались всего спектра проблем, которыми занимался Мелетинский. Это и древняя литература, и литературы вообще и, естественно, фольклор, мифология и эпос. Е.М. Мелетинский оставил работы и по грузинскому эпосу Амирани, и эпосу армян. Особенно ценным для кавказоведов является вывод ученого, что, по итогам его исследований, кавказские эпосы и прежде всего нартский относятся к самым древним формам эпического творчества в мире.

 

   Международная научная конференция «Петр Григорьевич Богатырев и его время» открылась 25 октября на площадке ИМЛИ РАН. По уровню организации, представительному составу участников, среди которых были академики РАН, значимости и глубине представленных докладов этот форум не уступал только что завершившимся Мелетинским чтениям. Приветствовал участников конференции научный руководитель ИМЛИ академик РАН Александр Борисович Куделин.

   Вел конференцию и выступил с основным докладом член-корреспондент Российской академии наук, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, славяновед, фольклорист, этнограф, антрополог Андрей Львович Топорков. Он рассказал о значении трудов фольклориста-теоретика и этнографа Петра Григорьевича Богатырева, самый плодотворный период научной и творческой деятельности которого пришелся на первую половину XX столетия. Труды ученого по теории фольклористики и этнографии и в наше время чрезвычайно востребованы и актуальны.

 

   Современным молодым людям непросто представить себе, как во времена, когда еще не было интернета, были важны созвучия в научных выводах и гипотезах. Подчас несколько ученых приходили к одним и тем же теориям одновременно.  

 

   Зураб Джапуа, которому было предоставлено слово для доклада сразу после доклада А.Л. Топоркова, предложил участникам конференции тему, связанную с работами известного кавказоведа Григория Чурсина «Абхазская традиционная культура в разысканиях Г.Ф. Чурсина (первая половина ХХ века)». Перу Григория Чурсина – современника Петра Богатырева – принадлежит вышедшая в 1957 году (уже после смерти ученого) книга «Материалы по этнографии Абхазии». 

 

   – Эта тема мне близка и хорошо мной изучена, поскольку как раз сейчас мы с Наалой Барцыц и Симой Тарба готовим книгу «Материалы по этнографии Абхазии» к переизданию, – подчеркнул Зураб Джапуа. – Судя по всему, я удачно выбрал тему: мне задавали много вопросов. Да и сам я возвратился домой с новыми идеями. Вдохновили доклады коллег. Подобные встречи и обмен научной информацией благотворно сказывается на работе и служит стимулом для ее продолжения.

 

    (Пресс-служба Академии наук Абхазии)